|
Московский международный дом музыки05 октября 2017, 19:00Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» |
Камерный зал
Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы»
Художественный руководитель и главный дирижер – Владимир Спиваков
Шуберт. Струнный квартет №12 до минор, D. 703 (Quartettsatz)
Моцарт. Струнный квинтет №6 ми-бемоль мажор, KV 614
Брамс. Струнный секстет №1 си-бемоль мажор, соч. 18 (переложение для оркестра)
Первый концерт абонемента «Виртуозы Москвы» в машине времени»XV юбилейного сезона состоится в Камерном зале Дома музыки 5 октября 2017 года. Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» (художественный руководитель и главный дирижер – Владимир Спиваков) исполнит сочинения В.А. Моцарта, Ф. Шуберта и И. Брамса. По сложившейся традиции в этом абонементе ансамбль выступает без дирижера.
Продолжая увлекательный экскурс в историю европейского музыкального искусства, «Виртуозы Москвы» обращаются к наследию трех гениальных композиторов, представителей австро-немецкой школы – Вольфганга Амадея Моцарта, Франца Шуберта и Иоганнеса Брамса. В программе – «штучные» шедевры, настоящие жемчужины камерной музыки.
Первый струнный секстет Брамса, написанный на одном дыхании, принадлежит перу 26-летнего композитора, который еще полагает, что «растет» в творческом плане. «Как хорошо творить со свежими силами», – признается он в одном из писем. Это первое из крупных произведений Брамса, в котором он добился большой свободы и естественности музыкального выражения, без «старания быть глубоким». Недаром Петр Ильич Чайковский, отдавая должное юношеской свежести этой музыки, писал: «...Некоторые сочинения Брамса из раннего периода (сюда относится и секстет его B-dur) нравятся мне бесконечно более позднейших».
Шуберту и Моцарту судьба отвела короткий срок, и творческое становление их было стремительным: к 20 годам они стали опытными зрелыми мастерами. Наброски первых квартетов Шуберт начал делать еще в 14-летнем возрасте и к 19 годам создал 11 полноценных сочинений в этом жанре. Двенадцатый квартет (1820) – один из наиболее значительных в творчестве Шуберта. Как явствует из названия (Quartettsatz – часть квартета), он представляет собой первую часть задуманного, но не завершенного цикла. Подобно другому «неоконченному» опусу, Восьмой симфонии, Quartettsatz вошел в концертную практику как самостоятельное и эстетически совершенное произведение.
Моцарт также писал музыку для камерных ансамблей всю свою жизнь и оставил несколько десятков сочинений для самых разных составов, в том числе шесть струнных квинтетов. Последним крупным камерным опусом Моцарта стал светлый и жизнерадостный Квинтет для струнных ми-бемоль мажор, написанный, как нередко бывало, на заказ – «по весьма деятельному побуждению одного любителя музыки».