фото с сайта Алексея РыбниковаФото с сайта Алексея РыбниковаНа замечательном детском мюзикле «Буратино» в постановке Государственного театра Алексея Рыбникова побывала корреспондент интернет-редакции радио «Орфей» Юрченко Мария.

Музыкальный спектакль «Буратино» - это чудесное сочетание всем знакомой и любимой музыки Алексея Рыбникова из известного кинофильма, оригинальной хореографии, замечательного живого вокала, постоянного сверх-динамического действия и прекрасной работы художника по свету.

Задумка Алексея Рыбникова создать музыкальное действие, которое бы было интересно каждому зрителю, удалась самым лучшим образом. Для кого-то «Буратино» - это ностальгия, связанная с детством и фильмом, для самых юных зрителей – это открытие замечательной сказки.

Музыка и песни имеют тут центральное значение, и не только потому что того требует жанр – они знакомы и дороги, и вместе с тем они представлены в совершенно новом свете. Современные музыкальные аранжировки определенно вносят новизну звучания. В постановке есть ряд новых песен, а есть песни, которые положены на прежнюю музыку, но с другими стихами. Всё это заставляет зрителя бессознательно проводить параллели с фильмом, сравнивать постановку с киномюзиклом. Тем самым проявляются новые грани сказки, открывается некое развитие истории с течением времени. То есть мюзикл «Буратино» - это не просто новая авторская версия сказки, это зрелищное действие, рассчитанное на современного зрителя – начала XXI века. И ряд преобразований в постановке – не только дань концепции. Темы, поднятые в спектакле, музыкальное сопровождение, подача и оформление – это то, что актуально и интересно публике сегодня.  И если фильм, снятый в 70-х годах был ориентирован на зрителя того времени, то новый мюзикл идеально находит свою аудиторию.

Сама постановка очень оригинальна, а потому хочется особое внимание уделить режиссерской работе и хореографии. Спектакль поставил, известный своими проектами в музыкальном театре, в кинематографе и в жанре арт-инсталляций, режиссер Александр Рыхлов. Его работа здесь – это то искусство, которое невозможно заменить ни декорациями, ни костюмами, не технологическими средствами. Потому что это искусство движения, пластики, композиции… Действие, происходящее на сцене, просто завораживает своей динамикой, движение не прекращается ни на секунду, более того, оно выходит за рамки сцены. Происходит постоянное общение с публикой, что вызывает настоящий восторг у юных зрителей. А на самом деле это просто подкупает. Тут стирается та граница, которая разделяет публику и сцену, пропадает ощущение недоступности артиста. Зритель здесь – это непосредственный участник всего действия, который пребывает в перманентном контакте с героями сказки. Это и когда, в самом начале, папа Карло выходит на сцену из партера, когда Буратино играет надувными яблоками с залом, когда кто-то из героев задает случайный вопрос «ребятам». Или самый неожиданный и очаровательный момент когда, почти в самом конце, в темном партере появляются фонарщики со светящимися палочками, чередой они медленно выходят на сцену из зала.

Отсюда появляется та насыщенность спектакля, его необычайная разноплановость. Именно разноплановость еще одна отличительная черта этой постановки – в какой-то момент зритель просто не может уследить за всем многообразием действия, происходящего в пространстве. Образы Лисы Алисы и Кота Базилио дополняются шайкой разбойников, Черепаха Тортилла окружена лягушатами, вокруг Дуремара вьется Пьявочка, чулан кишит пауками, а ночью появляются фонарщики… Но настоящее ликование и умиление зрителей, особенно детей, вызывают полицейские которые бегают по сцене с настоящей собачкой. Как говорил один человек, самая главная театральная болезнь – это появление животного на сцене. Любая самая печальная драма теряет свой смысл, когда на подмостки случайно выбегает живая кошка.

 

 

Получается, что ряд сцен тут имеет, как бы, задний фон, которым обычно служат декорации, а здесь – некое второстепенное действие. Здесь речь не о хореографическом сопровождении того или иного номера, а именно о действии, которое имеет значение для сюжета, то есть зрителю важно его не упустить. Как, например, яркий дуэт лисы Алисы и кота Базилио в харчевне, когда на заднем плане от ее хозяина бегает бедный Буратино, который не может заплатить за обед. Или сцена пребывания Буратино в чулане, где выступление «живых» пауков сопровождает тематический видеоряд. Тут самое время поговорить о свете и декорациях.  

Когда зрители только заходят в зал, поражает пустая сцена - декораций просто нет. Сразу невольно возникает вопрос: «А как же будет воссоздаваться атмосфера сказки»? В спектакле эту роль исполняют видеоинсталляции, которые то и дело возникают в процессе мюзикла. Причем картинка не существует отдельно от героя, а в гармонии с ним. Взять, хотя бы, во внимание тот факт, что сопровождающий видеоряд замечаешь не сразу, он проникает в сценическое действие, дополняя его, расширяя еще больше сценическое пространство.  

Свет, который в спектакле концертный  – это отдельный танец, пластика всей постановки, венчающее звено динамики и зрительного напряжения. Та же сцена с фонарщиками просто завораживающая в этом плане.

И, наконец, мюзикл «Буратино» - это поток позитива, который чувствуется на эмоциональном уровне, где положительная энергия, наполняет все пространство зрительного зала. И если в начале спектакля, определенный зритель не может принять новый образ привычного по фильму героя, то по его окончании он любит каждого персонажа этого мюзикла.

Постановка идет на разных московских сценах: в Театре Киноактера и в ДК им. Зуева. Расписание можно узнать на официальном сайте Алексея Рыбникова. Если вы еще не видели мюзикл «Буратино», обязательно сходите и посмотрите его, а главное сводите туда своего ребенка.

 

музыка: Алексей Рыбников
либретто: Софья Троицкая
стихи: Юрий Энтин
постановка: Александр Рыхлов
хореография: Жанна Шмакова
продолжительность: 1 ч. 30 мин.

Действующие лица и исполнители
Буратино: 
Арина  Кирсанова, Светлана Скурихина
Кот Базилио: заслуженный артист РФ Сергей Чурбаков, Олег Голуб
Лиса Алиса: Светлана Николаева, Екатерина Кульчицкая, Ирина Котельникова
Карабас: Арман  Хачатрян, Леонид Сивец
Мальвина: Светлана Скурихина
Пьеро: Егор Николаев, Илья  Викторов
Арлекин/Артемон: Олег  Голуб, Дмитрий Богданов, Ярослав Дьяков
Тортила: Светлана Милованова
Дуремар: Игорь  Кирилюк, Дмитрий Богданов
Папа Карло: Леонид Сивец
Хозяйка  харчевни: Наталья  Кошкина, Ульяна Лукина
Полицейские, бродяги: Светлана  Милованова, Светлана Скурихина, Николай, Лютов, Станислав Осипов

В спектакле также принимает участие рок-группа «Тайм-Аут»: Павел Молчанов, Александр Минаев, Андрей Родин, Алексей Ефимов

Вернуться к списку новостей