Один из живописных восточных уголков Германии саксонский Дрезден иногда называют «Флоренцией на Эльбе». Голубая река делит город на две половины: старый и новый Дрезден.

Многовековая история старинного немецкого города славится своим великим прошлым. Когда то величественный Дрезден был резиденцией саксонских правителей. Сегодня облик города незначительно изменился. Те же замки, дворцы, множество соборов и церквей сохранили свой барочный, в какой-то степени даже элегантный вид. Каждый час, когда слышится бой часов, воздух окутан малиновыми звонами. Вечерняя тишина парков и аллей, благоухающие ароматы майской зелени еще больше способствуют позитивному созерцательному настрою.

Представить себе Дрезден без музыки невозможно. В любой части города ежедневно можно услышать звуки песен, примитивные мелодии уличных шлягеров, которые наигрывают музыканты-любители. Когда-то в этих местах должен был зародиться музыкальный фестиваль, тем более что гармония архитектурных памятников, украшающих город, неразрывно связана с музыкальной историей.

C 1978 года каждую весну здесь проходит крупнейший фестиваль музыкального искусства Dresdner Musikfestspiele. Отличительной чертой от других европейских музыкальных форумов является неизменная позиция. Каждый год устроители фестиваля придумывают новую определенную тему, которой и посвящают проведение марафона. Уже второй год руководит фестивалем влиятельный молодой немецкий виолончелист Ян Фоглер, который всегда полон ярких идей и новых открытий.

Одна из основополагающих задач Дрезденского фестиваля попытка исследовать геополитический феномен Дрездена как города, в течение долгих лет находившегося на границе капиталистического лагеря и стран социализма. Этим обусловлена его культурная политика. В 2010 году фестиваль посвящен русской музыке, и называется Руссландия.

«Мы предлагаем переосмыслить наше отношение к русскому музыкальному наследию и обратить особое внимание на наиболее ярких современных интерпретаторов русской музыки, - замечает Ян Фоглер. - С этой целью в Дрезден пожаловали известные российские музыкальные коллективы, которые сегодня являются мировыми трендсеттерами в сфере классической музыки. К их числу, безусловно, можно смело отнести симфонический оркестр Мариинского театра, стиль которого уникальным образом сочетает в себе европейскую элегантность исполнения и русскую эмоциональность».

25 мая прославленный российский оркестр выступит под управлением Валерия Гергиева в Дрезденском Культурном Дворце фестивалей. Известному российскому дирижеру вручена премия Glashuette Original Music.

Ну а в эти дни в рамках фестиваля с единственным концертом в Земперопере выступил один из уважаемых американских коллективов Питтсбургский симфонический оркестр под управлением австрийского маэстро Манфреда Хоннека. Оркестр был основан в 1895 году британским органистом, дирижером и композитором Фредериком Арчером. С той поры на протяжении века у руля оркестра стояли такие колоссы мировой музыкальной культуры, как Эдуард Элгар, Рихард Штраус, Отто Клемперер, Фриц Райнер, Андре Превин и Марис Янсонс. Можно смело было предположить, что этот концерт станет самой яркой кульминацией фестиваля. И эти ожидания оправдались. Для Дрезденского концерта американский оркестр подготовил знаковую программу, посвященную юбилеям двух титанов австро-немецкого романтизма: Роберту Шуману и Густаву Малеру.

В концерте для виолончели с оркестром Шумана сольную партию исполнил Ян Фоглер, который считает Шумана героем сегодняшней эпохи.

Ян Фоглер: «Я слышу в музыке Шумана очень сильное влияние Бетховена и в то же время – начало новой романтической эры в его внимании к личным, интимным переживаниям, в его прямом выражении эмоций. Он стоит как бы между духом Великой французской революции и Бетховеном и романтизмом перед Брамсом».

Во втором отделении концерта Питтсбургский симфонический оркестр исполнил Первую симфонию «Титан» Густава Малера

Для Манфреда Хоннека Малер культовый композитор. Дирижер исполняет и записывает симфонии австрийского классика с разными оркестрами мира.

М. Хоннек: «В музыке Малера есть две вещи: интеллект и сердце, его интерес к жизни происходит из традиционной бедной семьи и фольклора. Это одна из вещей, которые я больше всего люблю в нём. Кстати, Шостакович очень любил Малера и мы исполняем 5 симфонию Шостаковича в этом туре также. Шостакович многое взял из настроения и музыкального языка Малера. Малер имел огромное влияние на большинство композиторов ХХ века. Мы не можем до сих пор убедиться в истинном радикализме Малера. Меня интересуют первоисточники, как композитор сам оценивал свои сочинения в их рукописных вариантах - это именно то, что я пытаюсь всегда искать, каждый раз по-новому в любой из малеровских партитур.

Звучание оркестра в основном зависит от дирижёра, от того, как глубоко дирижёр проникает в музыку. Я думаю, чем больше дирижёр работает с оркестром в смысле интерпретации и игры, тем больше оркестр получает идентичность. Звук происходит от произведения и зависит от дирижёра, я думаю, а оркестранты, если они хорошие музыканты, будут следовать ему. В этом мы убедились в Америке, России, Германии, в большинстве стран. Это прекрасно, если мы заботимся о звуке».

Интерпретация Первой симфонии Малера Манфредом Хоннеком оставила незабываемые, самые волнительные впечатления. Такого Малера мне давно не приходилось слышать. Точное попадание в образный мир произведения. Это было настоящее торжество пантеизма, и в то же время та самая горечь самоиронии, свойственная натуре Малера; обличительный гротеск и жуткий трагизм Траурного марша (особенно поразительно звучала медь подобно живому человеческому хору), и, наконец, пышный ликующий финал малеровской гуманистической эпопеи, после которого публика устроила продолжительные овации маэстро Хоннеку, и его американскому оркестру.

Сразу после концерта артисты отправились в Вену, где запланированы концерты в Золотом зале Музикферайна.

Ну а дрезденский фестиваль продолжается. Дорогие друзья, в нашем следующем информационном обзоре я расскажу вам еще об одном событии, которое оставило неравнодушным строгую немецкую публику.


Виктор Александров с концертов 33-го фестиваля Dresdner Musikfestspiele, Германия, специально для радио «Орфей»

Вернуться к списку новостей