Обзоры Четвертой Московской Биеннале современного искусства


 

В дни проведения Биеннале современного искусства культурная Москва обогатилась еще одним модным арт-пространством. На пересечении Большого Николоворобинского и Тессинского переулков открыл свои двери Arthouse Squat Forum. Место тем более необычное, что на данный момент, мягко говоря, не отстроенное, даже принимая во внимание заявленный «сквот» формат.

Забрести в Тессинский переулок без надобности тоже кажется маловероятным, а между тем район один из самых живописных в историческом центре города. Путь лежит от Посольства Индии до Серебрянической набережной реки Яузы вдоль по крутому склону Большого Николоворбинского переулка. Рядом – Храм Троицы Живоначальной в Серебряниках и заброшенный особняк Фанни Карловны Рюхардт по Яузскому бульвару, в прошлом известный как «лечебница по всем специальностям» доктора О.Г. Шимана (XIX—XX вв., арх. С. Ф. Воскресенский).

Само название – Arthouse Squat Forum – кажется, вобрало в себя все трендовые вокабулы, которые слышны сегодня повсеместно, но ни о чем толковом или конкретном не говорят. Так за словом «арт» может скрываться как нечто потрясающее, так и ничего не стоящее. «Arthouse» отсылает сразу и к буквальному «дому искусств», и к тому, чем в кино обозначают все немейнстримовое и глубоко концептуальное. От некогда радикального культурного движения сквоттеров, подъем которого пришелся на 60-ые годы в Америке и Европе, взяли романтическую эстетику необитаемого заброшенного помещения для обоюдного творчества. Сквоттов, как и лофтов в последнее время развелось немало – объединяет их то, что здесь встречаются, выставляются и обмениваются опытом независимые актуальные художники. Наконец, «Forum» намекает на дискуссионность пространства, что тоже сегодня диктуют тенденции.

Сам Arthouse Squat Forum – это два пятиэтажных корпуса будущего элитного жилого комплекса, разработанного архитектурной мастерской Сергея Скуратова. Интересно, что с самого начала в проекте предполагалась арт-зона с галереями и ресторанами в цокольном уровне. А пока это только строится, на всех этажах комплекса развернулись экспозиции молодых художников из России (преимущественно) и Америки.

В рамках Московской Биеннале Arthouse Squat Forum представляет дебютный проект, получивший название международного междисциплинарного фестиваля (куратор Катя Бочавар), который помимо 24 самостоятельных выставок предлагает специальные субботние программы, посвященные визуализации, театру, музыке и кино.

Что до тех самых выставок, то они по большей части малоинтересные, а некоторые откровенно раздражающие: стойка с наручными часами, у которых вместо циферблатов зеркальца, динамичная инсталляция из сдутых воздушных шаров, рядом надувные аморфные скульптуры из латекса, крайне вредоносная видеоагитация поскандировать вместе с митингующими, в придачу «Зоопарк городской фортуны» с кошками, крысами и голубями. Если говорить о молодых художниках, то их искусство оказалось «зелёным», сырым и невнятным. За представительные имена здесь отвечают Давид Тер-Оганьян, Алексей Трегубов, Андрей Бартенев, AEF+S, Олег Кулик, Александр Петлюра и другие, однако за представительные проекты – никто из них.


Из всего демонстрируемого внимания, пожалуй, заслуживают инсталляции Александра Бродского и музыканта Петра Айду. У Бродского шерстяной человечек на подстеленной газетке комочком спит на деревянной лавочке. Выполнено в масштабе примерно 1:2, от чего возникает странное ощущение эстетизированной натуральности. Ведь персонаж с лавочки всем нам до боли знаком, но такой маленький и беззащитный он прямо таки вызывает сочувствие (не в пример суровой действительности). И есть в этом что-то умилительное и печальное одновременно.

Мультиинструменталист, специалист по аутентичной и современной музыке, исполнитель на редких старинных инструментах, музыкальный экспериментатор и коллекционер Пётр Айду впервые пробует свои силы в качестве художника в составе арт-группы«PianoReCycle» вместе с фортепианным мастером Алексеем Ставицким и художником Ярославом Шварцштейном.

Весь первый этаж занимает безмолвная и величественная инсталляция, поэтически называемая авторами «тихая кунтскамера роялей», собранная из старинных, обветшалых, выведенных из строя и пришедших в полную негодность роялей и клавесинов.  У одного выпали клавиши, у второго треснула дека, у третьего проломлена верхняя крышка, другой и вовсе лежит на корпусе,  а рядом изящные роликовые ножки – но каждый из них подлинный артефакт, хранящий в себе целые эпохи.

Пётр Айду: «… и начиная приблизительно с 1999 года рояли, эти могикане, великолепные мамонты из позапрошлого столетия начинают проявляться. Возникало впечатление, что они сами меня ищут, я лишь включил какой-то тайный маяк. Это было похоже на материализацию снов. Откуда они вдруг появились? Ещё в 20-е годы композитор Арсений Авраамов предлагал Луначарскому собрать и сжечь все рояли. И, хотя этот проект не был осуществлён, новый советский быт (вернее, анти-быт) постепенно вытравлял все следы «золотого века».  С тем, что осталось после смерти СССР, поступили так же, как с остатками старой Москвы, например. Надо ли уточнять, как именно?

Каждый из этих инструментов уникален. Они создавались в разное время (приблизительно с 1819 по 1918 годы) в разных городах и странах. Ни один не похож на другой, потому как все они – результаты жизнедеятельности живой культуры, а не современного «фортепианоклонирования»…»


Пётр Айду / Photo by Luba Tokareva / Из блога музыканта http://www.peteraidu.livejournal.com/ 

Бесценная коллекция, которая образует красивую и глубокую по воздействию инсталляцию. Действительно тот случай, когда предмет создает антураж, преображает среду, наполняет её смыслом, настроением, энергией. Редчайший в современном арте пример инсталляции как произведения искусства. Но каждый из этих инструментов и есть в своем роде произведение искусства. Это напрямую отсылает к безуспешным попыткам нынешних художников творить из «мусора». Похоже, имея дело с мусором, больше чем на концепт претендовать не приходится.

Пожалуй, лучший день для посещения выставок в Arthouse Squat Forum любая суббота вплоть до 22 октября. В эти дни организаторами предусмотрены тематические программы: так, 1 октября – День лекций, 8 октября – День кино, 15 октября – День перформанса и, наконец, 22 октября – День музыки, в который запланирован концерт Петра Айду и Граммофонная дискотека Федора Сафронова.

Материал подготовила Мария Юрченко



Расписание субботних программ в Arthouse Squat Forum:


1 октября – День дискуссий

Лекционная программа участников экспозиции:

1.  От сообщества к союзу. Дискуссия «Профсоюза творческих работников» (дискуссию ведет Мария Чехонадских, редактор «Художественного журнала»)

2.  Лекция молодых художников выставки «Вкл-Выкл» (ведут Давид Тер-Оганьян и Александра Галкина)

3.  Дискуссия о рынке критического искусства (ведут участники проекта Seven)

4.  Лекция о музейном кураторстве (ведущий – куратор музея Дизайна в Нью-Йорке)

5.  Презентация нового номера «Художественного журнала», самого интеллектуального издания о современном искусстве на русском языке. Ведут члены редсовета Художественного Журнала.

6.  Презентация инновацинного проекта «Практическая школа кураторов». Запуск новой институции. Ведут презентацию Екатерина Бочавар, Андрей Паршиков, Олеся Туркина, список зарубежных спикеров уточняется

7.  Дискуссии на площадках участников (Острецов, Булдаков, Потемкина, Масляев, Одюро).

8.  Intelligent Afordable Art Sale


8 октября – День кино

1.  Программа европейского фестивального короткого метра

2.  Бенефис Славы Цукермана с показом фильмов

3.  Программа российского документального короткого метра

4.  Программа эротической анимации

5.  Концерт Шапито-Шоу

В рамках концерта из фильма будет смонтирован киноконцерт из музыкальных номеров.

6.  «Киноконцерт» / кураторы: Марина Потапова, Сергей Лобан / участники: объединение СВОИ 2000


15 октября – День перформанса

1.  Театр.doc

2.  Театр им. Йозефа Бойса

3.  Дарья Марчик

4.  Александр Юдников соло-шоу "Экскурсия" (?)

5.  ФНО

6.  Александр Петлюра

7.  Алина Гуткина


22 октября – День музыки

1.  Концерт в гараже

2.  Пианола

3.  Серапионовы Братья (Пётр Айду)

4.  Граммофонная дискотека Федора Сафронова


Подробности на http://www.arthouse-sf.com/ru/ 

Вернуться к списку новостей