В Мариинском театре состоялась долгожданная сценическая премьера оперы Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелисанда». Этот спектакль ждали на берегах Невы без малого почти столетие. Почему единственную оперу французского импрессиониста, если не считать незаконченную «Родриго и Химену», так долго не ставили в Петербурге? Видимо, причина – сложный вокальный материал произведения, новый, непривычный ракурс символистской драмы Мориса Метерлинка, окутанной загадочной и красивой музыкой Клода Дебюсси.

В отличие от Москвы, где опера Дебюсси несколько лет назад звучала на сцене театра Станиславского и Немировича-Данченко с французской командой певцов и маэстро Минковским, в Санкт-Петербурге «Пеллеас и Мелисанда» был поставлен лишь однажды, в далеком 1915 году на подмостках Петроградского театра музыкальной драмы, да и то, долго в репертуаре театра опера не удержалась.


Ирина Матаева и артисты миманса на репетиции спектакля «Пеллеас и Мелизанда» / Фото Jurgen Oeltjenbruns / Источник: http://www.mariinsky.ru

Интерес к нынешнему возобновлению «Пеллеаса и Мелисанды» обусловлен еще и тем, что в августе этого года исполняется 150 лет со дня рождения Клода Дебюсси. Миновать эту знаменательную дату, считает художественный руководитель и главный дирижер Мариинского театра Валерий Гергиев, было бы грешно.

Валерий Гергиев: «Мне кажется, Дебюсси как композитор давно завоевал прочную репутацию гениального представителя традиций французской музыки. Он еще и революционер, но в его музыке на себя обращает внимание волшебство звучания, а не дерзость оркестровых или гармонических идей.  Мы сегодня можем, прежде всего, поздравить коллектив с сильной работой. Силы Мариинского театра себя показали хорошо. Наверное, этот спектакль оценят и любители, и журналисты. Мне хочется, чтобы он обязательно закрепился в репертуаре театра.

Я надеюсь, что через год, по прошествии 10-12 месяцев, когда, хотя бы десять спектаклей пройдут на этой сцене, мы сможем обобщить эти ощущения. Необходимо обсуждать, особенно с молодыми певцами, детали и эмоциональные впечатления от постановки, хладнокровно анализировать и свет, и актерские задачи. Спектакль требует предельно точного нахождения на сцене, потому что свет выставлен таким образом, что буквально ни на полметра не можешь позволить себе свободы передвижения по сцене, так как просто не попадаешь в свет. Данный спектакль так и задумывался режиссером как очень жестко выверенный».

За режиссерскую концепцию «Пеллеаса» отвечал американец Даниэл Креймер, уже успевший поставить в Мариинском оперу Бела Бартока «Замок герцога Синяя борода», также по Морису Метерлинку. В соавторстве с Креймером над нынешним спектаклем работали: художник-постановщик Джайлс Кейдл, художник по костюмам Майкл Красс, хореограф Элейн Тайлер-Холл, световое оформление осуществил Питер Мамфорд.

Пространство сцены с первых минут спектакля озарено сумрачным светом. Постановка выдержана в авангардном ключе. Спектакль Креймера не имеет границ времени, именно поэтому мы видим на сцене персонажей в непривычных костюмах, в сознании зрителя возникает представление об условном символистском театре. Креймеровская метафизика спектакля привносит атмосферу тревожного беспокойства и дискомфорта. Когда открывается занавес, возникают контуры серой конструкции, представляющей собой усеченную полусферу. Режиссер выносит действие спектакля в глобальные миры.

Даниэл Креймер, режиссер-постановщик: «"Пеллеас и Мелисанда" - это любовная история. Среди моих постановок такое не часто встречается. Обычно я ставлю политические истории. А это любовная история, которая в то же время касается метафизических вопросов. И это очень трудно поместить, закапсулировать и в театральной условности показать, чтобы это не превратилось в какой-то романтический мир Диснея».

Овладеть французским материалом сложнейшей лирической драмы Дебюсси – задача не из легких. По замыслу композитора вокал здесь должен активно совмещаться со сценической игрой. Исполнительница заглавной партии Анастасия Калагина с этим блестяще справилась.

Анастасия Калагина: «Это партия, которую я ждала - именно такую музыку. Такой психологизм меня привлекает. Дебюсси открыл нам нечто абсолютно новое. Он так соединил симфоническое развитие, оперный жанр и мелодекламацию, драму, что просто диву даешься. Два месяца работы над этой оперой не исчерпывают глубин музыкального материала. Постоянно находишь какие-то новые пласты, все глубже и глубже открываются тайны…»

Есть в мариинском спектакле и дебютанты, из Академии молодых певцов. Роль Пеллеаса доверили молодому многообещающему Андрею Бондаренко.

Андрей Бондаренко: «Пеллеас - самый положительный герой в этой опере, непосредственно чистый. Думаю, что таких людей в современном мире уже не бывает».

Среди других певцов, занятых в спектакле, отмечу удачные работы: Олега Сычева в партии короля Аркеля, Елены Витман в роли Женевьевы и Андрея Серова в партии внука короля Аркеля – Голо.

Оркестр Мариинского театра под чутким руководством Валерия Гергиева звучал мягко и прозрачно, каждая фраза наполнялась естественным дыханием и свежестью, что придало спектаклю несомненную ясность и динамичность.

Добавлю, что премьерную постановку «Пеллеаса и Мелисанды» можно еще раз увидеть 18 апреля в Мариинском театре в рамках XI Московского Пасхального фестиваля. Возможно, в следующем году спектакль будет номинироваться на престижную театральную премию «Золотая маска». Судя по первым впечатлениям, он вполне этого достоин.

Виктор Александров из Мариинского театра, Санкт-Петербург специально для радио «Орфей»

Вернуться к списку новостей