9 июня в зале Московской филармонии в рамках цикла просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает» состоялась встреча с В.Юровским, в которой принимал участие Академический Большой хор «Мастера хорового пения» (руководитель коллектива - народный артист России Лев Конторович).

По словам дирижёра, фигура Прометея никогда не оставляла людей равнодушными. Проследить, как менялся взгляд на миф о Прометее в разные времена, и на создание каких художественных произведений вдохновлял этот образ знаменитых композиторов и драматургов, и есть главная идея летнего концертного цикла.

Музыкальная драма Габриэля Форе «Прометей» была написана в 1900 году для открытия нового сезона в Театре Безье на юге Франции. Огромный античный амфитеатр, построенный прямо посреди величественных Пиренейских гор, как нельзя лучше подходил для воплощения истории об античном герое Прометее, спустившемся с Олимпа и даровавшем людям огонь. Масштабность природных «декораций» и величие мифа вдохновили композитора на создание поистине грандиозной партитуры: в ее исполнении приняли участие более 800 музыкантов. При подготовке премьеры не обошлось без мистики: во время генеральной репетиции началась страшная гроза, а одна из молний ударила прямо в то место, где по идее спектакля Прометей должен был разжечь огонь. Однако на следующий день выдалась прекрасная погода, и премьера «Прометея», на которой присутствовали 10 тысяч зрителей, прошла с ошеломляющим успехом.

Наряду с образом Прометея программа абонемента повествует и о других персонажах, задействованных в знаменитом мифе. Одним из них является Пандора — женщина, сотворенная Зевсом в наказание людям, ставшая женой брата Прометея — Эпиметея. Открыв подаренный Зевсом заветный ларец, Пандора выпустила в мир все запертые там беды и несчастья, оставив на дне только надежду.

В 1935 году, в последний год своей жизни, Берг составил из музыки незавершенной оперы сюиту для сопрано и симфонического оркестра.

Симфоническая поэма «Океаниды» — одно из самых поэтичных сочинений Сибелиуса, отличающееся красотой и изысканностью оркестровой палитры. По своему настрою оно удивительно близко музыке французских импрессионистов Дебюсси и Равеля. Это единственная симфоническая поэма Сибелиуса, где он обращается не к финскому эпосу, а к древнегреческой мифологии. Океаниды — дочери Океана и Тефиды — нимфы, обитательницы морских вод, стали сочувствующими слушательницами рассказа Прометея, прикованного к скале.

Цикл «Двенадцать хоров a cappella для смешанных голосов» соч. 27, созданный Танеевым в 1909 году, — признанная вершина русской хоровой музыки. Творческим импульсом для создания цикла явились стихотворения известного русского поэта- лирика Якова Петровича Полонского (1829—1898). В хоре «Прометей», сконцентрирована едва ли не главная особенность всего цикла — использование мощных средств имитационной полифонии. Тройная пятиголосная фуга с совместной экспозицией — пример непревзойденной полифонической техники Танеева, которая требует такого же высокого мастерства от исполнителей.

Александр Скрябин – композитор эпохи символизма. Его увлекают мистические настроения своего времени, концепции Елены Блаватской, идея синтеза искусств. Для Скрябина образ мифического титана абстрактен: композитор уверял, что его «Прометей» не имеет отношения к древнегреческому мифу, это символ огня, символ активного начала и творческого принципа. Скрябин выходит за пределы мифа с его героями, за пределы жанра симфонической поэмы и даже за пределы музыки, написав для своего «Прометея» световую партитуру.

Вернуться к списку новостей