В рамках II фестиваля «Зеркало в зеркале» состоялась российская премьера «Страстей по Иоанну» Арво Пярта. Концерт прошел в Кафедральном соборе свв. Петра и Павла.

Произведения, связанные с духовной тематикой, занимают особое место в творчестве композитора. Он обращался к ним и до создания «Страстей». Таковы, например, скандально известное авангардное Credo (1968) и псалмы «На реках Вавилонских» (начато в 1976, завершено в 1984), «Из бездны» (1980). Но настоящий расцвет сочинений подобного рода начался позже. Te deum (1984-1985), Stabat Mater (1985), «Богородице Дево, радуйся» (1990), Берлинская месса (1992), In principio (2003), Da pacem Domini (2004) – вот лишь небольшой список произведений, созданных композитором уже после написания «Страстей».

Идея «Passio» родилась у композитора в Великий пост, когда он жил еще в Таллине. Он начал работу, не рассчитывая на исполнение. Но позже, в 1982 году, Арво Пярт получил заказ от Баварского радио и вновь вернулся к своему сочинению.

За основу для своего нового опуса композитор взял фрагмент канонического Евангелия от Иоанна, повествующий о предательстве Иуды, распятии и смерти Иисуса. Казалось бы, самый благодарный материал для создания монументального театрализованного опуса, наполненного сильными эмоциями и переживаниями. Но в произведении Пярта длительностью примерно час нет ни баховского драматизма, ни мощных динамических и темповых контрастов. Напротив, все сосредоточенно, аскетично и медитативно. Только в конце произведения, когда композитор добавляет текст ектении: «Господь, страдавший за нас, смилуйся над нами!», медитативность звучания «очеловечивается» и драматизируется. Тотальный ре-минор, господствовавший на протяжении всего сочинения, сменяется одноименным ре-мажором. Таким образом Пярт подчеркивает мотив покаяния и дарит надежду на спасение.

«Страсти» написаны в излюбленной авторской технике Пярта – tintinnabuli, в которой используются только звуки диатонической гаммы и только в двух вариантах – в движении поступенно или по звукам трезвучия. Для своего произведения композитор выбрал настолько прозрачную и тонкую фактуру, что любая неточно взятая нота или неодновременно снятое окончание становятся моментально слышны публике. И храмовая акустика только усиливает эффект.

Важную роль в «Страстях» играют паузы, которые здесь становятся важнейшим элементом музыкальной ткани, четко отделяя каждую последующую фразу от предыдущей и зависая в воздухе, тем самым еще больше усиливая медитативный эффект от прослушивания.

Необычен состав, для которого написано произведение. Два солиста – Иисус (Андрей Капланов) и Пилат (Вячеслав Воробьев), вокальный квартет (Людмила Ерюткина, Ирис Оя, Никита Михайлов, Никита Семенюк), гобой (Денис Голубев), фагот (Дмитрий Плотников), скрипка (Станислав Малышев), виолончель (Людмила Губкина), орган (Марианна Высоцкая) и хор (ансамбль «Эйдос», художественный руководитель – Андрей Капланов). Тембры (и инструментальные, и вокальные) причудливо переплетаются между собой и создают необычные звуковые сочетания. Исполнители, играя тончайшими оттенками piano, под чутким руководством Андреса Мустонена, который как никто другой из музыкантов хорошо знаком с музыкой Пярта и точно знает, как она в действительности должна исполняться, звучали монолитно и очень сдержанно, без динамического доминирования солистов над остальными голосами партитуры. Погружение в сакральное звуковое пространство происходило постепенно, а тонкое звуковое послевкусие оставалось в ушах еще на протяжении нескольких часов после прослушивания.

Наталия Сергеева

Фото: Артем Тимофейчук

Вернуться к списку новостей