«BBC Proms» этим летом празднует свое 90-летие.  Как всегда, на фестиваль классической музыки в Лондон съедутся много гостей и симфонических оркестров из разных стран мира. Два момента тот же час привлекли мое внимание: наличие в программе концертов, так или иначе связанных со 100-летием русской революцией, и словно в кольцо окруженный тяжелыми бетонными конструкциями, и металлическими воротами «Альберт-холл». Такое «украшение» за свою давнюю историю, с 1871 года, он видит впервые. Если год назад во время первого концерта мы сочувствовали французам, пострадавшим от терроризма, но теперь и улицы Лондона стали уязвимыми для террорактов. Непривычно! Горько! Что за времена! Что за нравы!

Первый вечер, как это часто бывает, открывает либо музыка русских композиторов или российские музыканты. Его «изюминка» -  русско-немецкий пианист Игорь Левит, музыкант поистине с высокой репутацией.

Музыкант родился и жил в Горьком. Игре на фортепиано он учился с трёхлетнего возраста под руководством матери — музыкального педагога Елены Левит (урождённой Рафаевич, ученицы Берты Маранц). В 1995 году, когда ему было восемь лет, семья эмигрировала в Германию, где он поступил в гимназию Кайзера Вильгельма. С 2004 года – лауреат многих наград и премий разных музыкальных конкурсов.

Публика была очарована его исполнением третьего фортепианного концерта Бетховена: игра была красивой, тонкой и настроенной на характер музыки. Оркестровое открытие - оживленным и резко определялось динамически, но игра Левита была более внутренней и созерцательной. На бис Игорь Левит с удовольствием исполнил листовский парафраз «Оды радости» Бетховена.

Во второй вечер Шотландский симфонический оркестр BBC предложил «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского в знаменитой оркестровке М. Равеля, признанной конгениальной оригиналу. Эту вещь исполняется здесь не впервые, но наиболее интересен тот факт, что в 1915 году «Картинками» Мусоргского дирижировал сам Генри Вуд, основатель «BBC Proms» и получивших в то время широкую популярность так называемых «Променад-концертов». Идея сделать ставку на Мусоргского казалась привлекательной: сюиту, которая начинается с «Прогулки» – по-французски «Promenade» – исполнить (и исполнять в дальнейшем) в «Променад-концертах»!

Удивительно, что эта музыка описывает прогулку самого композитора, тяжелой поступью переходящего от одной картины к другой. Мусоргский в этом цикле также создал свой психологический портрет, что без сомнения и передал энергично дирижировавший оркестром в тот вечер израильский дирижер Илан Волков, с не оставляющими сомнения русскими корнями, который, однако изучал музыку в Лондонском королевском музыкальном колледже.

Завершающие четыре эпизода - «Катакомбы. Римская гробница», «Парижские катакомбы», «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)» и «Богатырские ворота» исполнялись по нарастающей и достигли своей кульминации в финальном эпизоде.  Медленный ритм создал атмосферу величия и торжественности. Широкая русская мелодия сменялась тихой темой, напоминающей церковное пение и завершающий звон больших и малых колоколов…Триумфальное завершение вечера.

Но открыли вечер небольшая работа Ференца Листа «Гамлет» и мировая премьера Джулиана Андерсона под названием «Воображаемый музей». Стивен Осборн исполнил партию фортепиано.

Но то, что дано Мусоргскому, посетившему выставку внезапно умершего друга, более того -  единомышленника композитора художника В. Гартмана и под впечатлением этой прогулки создавшего свои картинки, то не надо автору современного опуса, прогулявшемуся в «Воображаемом музее».  Там всего пять эпизодов, связанных единой тематикой: «Мир – это окно», «Шелест леса», «Море», «Песня до заката», «Горы» и, совершенно неожиданно - посвящение чешскому композитору Леошу Яначеку под названием «Колеса Яначека». И все-таки это – не музыка, имитация – только одно слово приходит мне на ум.

 

Людмила Яблокова

/фото bbc.co.uk/

Вернуться к списку новостей