«Титан» и «философ» русской музыки – так называли выдающегося композитора  Модеста Петровича Мусоргского. 21 марта исполняется 180 лет со дня его рождения.

Мусоргский родился в селе Карево Псковской губернии, в семье, принадлежащей к старинному дворянскому роду. Первые 10 лет жизни мальчик учился дома и постигал основы игры на фортепиано. 

Модест Петрович был  образованным человеком: говорил на французском, немецком, английском языках, латыни и греческом, был отличным инженером. Учился в немецком училище Санкт-Петербурга, затем его перевели в Школу гвардейских прапорщиков. 

На  музыкальные взгляды Мусоргского сильно повлиял кружок Милия Балакирева — «Могучая кучка». В конце жизни Модест Петрович тяжело переживал распад творческого союза. 

В 1868 Мусоргский приступает к работе над оперой на сюжет трагедии Пушкина «Борис Годунов». Первую редакцию оперы не приняли из-за того, что в сюжете не было яркой женской роли. Через несколько лет появляется новая версия, в которую композитор вводит образ Марины Мнишек и любовную линию. Только в 1874 году оперу ставят в Мариинском театре. Зрителям постановка понравилась, но критика встретила новинку отрицательными отзывами, а спустя несколько лет спектакль убрали из репертуара. 

Знаменитейший цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки» Мусоргский создаёт в 1874 году в память о художнике, архитекторе и близком друге Викторе Гартмане. «Картинки» композитор пишет всего лишь за три недели. Музыкальные образы  художественных полотен Мусоргский связал темой-интермедией «Прогулка». Вместе со слушателями автор словно идёт от одного изображения к другому. Модест Петрович даже писал: «Моя физиономия в интермедах видна». 

Сейчас это кажется удивительным, но известность к «Картинкам с выставки» пришла только почти через 50 лет после того, как Мусоргский их создал. И произошло это благодаря оркестровке, которую сделал Морис Равель. Сейчас цикл пьес играют не только многие известные пианисты и симфонические оркестры. Отдельные номера исполняют популярные рок-группы. 

Современники не смогли оценить оркестровку и гармонию Мусоргского. Даже такой новатор, как Римский-Корсаков советовал её «исправлять». И только после смерти композитора оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», а также вокальные циклы «Песни и пляски смерти» и многие другие произведения признают шедеврами мировой музыки. 

 Мусоргский умер в нищете, борясь с приступами белой горячки. Многие знают его облик по мрачному портрету кисти Репина. Картина была написана за 9 дней до смерти Мусоргского. Его похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга. В 30-х годах прошлого века по части кладбища – в том числе и могиле Мусоргского - проложили шоссе… Теперь на этом месте автобусная остановка. 

180-летие со дня рождения Модеста Петровича Мусоргского отметим в «Вечернем Орфее». 21 марта, в 21:00, в нашем эфире фирма «Мелодия» представит проект «Мусоргский на струнных». Прозвучат фортепианные, симфонические и вокальные произведения композитора в переложении для струнного оркестра. Исполнители – камерный оркестр «Дивертисмент» под управлением Ильи Иоффа, солистка Вера Чеканова (сопрано).

Текст Алёна Оганесян 

Вернуться к списку новостей