Слонимский Сергей Михайлович

Слонимский Сергей Михайлович

Слонимский Сергей Михайлович

Советский и российский композитор, музыковед, пианист, педагог

Рождение
12 августа 1932

 

 

В течение многих лет имя этого мастера входит в мировую музыкальную элиту. В творческом багаже композитора – симфонии, оперы «Виринея», «Мастер и Маргарита», «Мария Стюарт», «Гамлет», «Видения Иоанна Грозного», балет «Икар», многочисленные хоровые и камерные сочинения…

Исполнение произведений Слонимского – это всегда событие, которого с нетерпением ждут. Каждый авторский концерт, а тем более фестиваль его музыки, каждая премьера или новая постановка его творений вызывают долгие дискуссии в прессе. И это закономерно, ведь Сергей Слонимский динамичен, его замыслы всегда очень оригинальны. Почти 30 лет назад в монографическом очерке, посвящённом творчеству Сергея Слонимского, исследователь Анатолий Милка написал следующее: «Сергей Слонимский – один из весьма сложных и противоречивых композиторов. Можно сказать, что он сложен и противоречив настолько, что порой после очередного нового сочинения его поклонники становятся его «отрицателями», а эти последние – поклонниками. Одно лишь остаётся постоянным: его музыка всегда вызывает интерес слушателей, о ней думают и спорят».

В начале 1999-го года известным грузинским режиссером Робертом Стуруа была поставлена в Самаре опера Слонимского «Видения Иоанна Грозного». Музыкальным руководителем спектакля стал Мстислав Ростропович. Премьера оперы вызвала ожесточённые споры. Критике подверглась и авторская трактовка исторического сюжета, и музыкальное решение, и сценическое воплощение. Но спектакль до сих пор с большим успехом идёт на сцене Самарского оперного театра.

Непроста сценическая судьба другой, более ранней оперы Слонимского – «Мастер и Маргарита», написанной в 1970 – 1972 годах. Долгое время произведение находилось под запретом. Лишь в июле 2000-го года «Мастер и Маргарита» была как бы «заново открыта» на Всемирной выставке в Ганновере в постановке Немецкого оперного театра города Ростока под управлением дирижера Михаила Юровского.

Одной из самых ярких мировых музыкальных премьер стала постановка в Мариинском театре одноактного балета Слонимского «Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство» на сюжет первой части сказки о Щелкунчике Эрнста Теодора Гофмана. И опять мнения критиков диаметрально разошлись – от бурного восторга до категорического неприятия. Балет «Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство» родился по инициативе и в соавторстве с художником Михаилом Шемякиным. Идея Шемякина оказалась очень близка Слонимскому. Тема торжествующей несправедливости, по мнению композитора, сейчас особенно актуальна. Благородные, рыцарские поступки не находят ответной благодарности. И всё же позволим себе не согласиться с Сергеем Михайловичем. Ведь сам он являет прекрасный пример обратного. Так, огромной заслугой Сергея Слонимского является возрождение для широкой аудитории имён отечественных композиторов, чьё творчество пришлось на 30-70 годы XX века. Именно он выступает инициатором исполнения сочинений своих учителей и старших коллег – Виссариона Шебалина, Владимира Щербачёва, Ореста Евлахова, Бориса Арапова. «Мы в большом долгу перед этими композиторами», – говорит Слонимский.

Непрекращающийся творческий поиск – это очень характерно для Сергея Слонимского. Но несмотря на солидный возраст, он остаётся молодым и смелым экспериментатором. В одном из своих интервью Сергей Михайлович сказал: «Я вообще сторонник того, что в ХХI веке не должно быть фундаментализма в сфере одного узкого направления – авангарда или бытового жанра, а должна быть универсальность». Таким Сергей Слонимский и является – Универсальным Музыкантом нашего времени.