Гринберг Мария Израилевна

Гринберг  Мария Израилевна

Гринберг Мария Израилевна

«Исполнитель в музыке может делать всё, что хочет, если это логично и со вкусом», – говорила пианистка...

Рождение
06 сентября 1908

Кончина
14 июля 1978

исполнитель

 

Творческий подвиг Марии Гринберг

 

«Исполнитель в музыке может делать всё, что хочет, если это логично и со вкусом», – говорила пианистка Мария Гринберг. 

Серьёзно заниматься музыкой Марина Израилевна начала довольно поздно, в десятилетнем возрасте. Однако талант её стремительно развивался. В 1925 году Мария Гринберг оказывается в Москве. Феликс Блуменфельд прослушивает её и предлагает заниматься бесплатно! Через год она поступает в консерваторию к нему в класс. А после смерти Блуменфельда переходит в класс Константина Игумнова.

Вскоре в судьбе Гринберг наступает полоса трагических потерь. Её мужа,  польского поэта Станислава Станде арестовывают и расстреливают как «враг народа». Молодую пианистку, входящую в число самых перспективных советских исполнителей, увольняют с работы. Клеймо «жены врага» ещё долгое время определяет её жизнь. Лишь через несколько лет Марии Израилевне вновь разрешают выступать. А спустя время, на её концерты в Советском Союзе уже с трудом можно будет приобрести билеты. Несмотря на невероятную популярность и поистине выдающийся исполнительский уровень, на гастроли за рубеж Марию Гринберг всё же не выпускают.

Мария Израилевна стала первой российской пианисткой, вынесшей на суд публики полный цикл фортепианных сонат Бетховена. В начале 60-х годов на фирме «Мелодия» она  записала все тридцать две сонаты композитора.  В Америке рецензии на этот альбом из 13 пластинок  были самые потрясающие: «Как же мы прозевали эту бетховенистку? С кем её можно сравнить? Может быть только с Артуром Шнабелем…» Советская же музыкальная пресса  умалчивала об этом титаническом труде. Спустя годы в России бетховенский проект называли «творческим подвигом» Марии Гринберг.

«Бетховен научил меня мужественности, собранности… Он научил меня держаться в строгих рамках выражения, не теряя при этом ни мягкости, ни тонкости, ни богатства ощущений», – говорила пианистка.

Текст: Татьяна Клименко

 

Пять фактов: 

1. Серьезные занятия музыкой начались довольно поздно, когда будущей пианистке было уже десять лет.

2. Училась у Феликса Блуменфельда и Константина Игумнова

3. После расстрела мужа, польского поэта Станислава Станде, стала «женой врага» и была уволена с работы. 

4. Помимо великой классики, пианистка играла произведения композиторов-современников: Белого, Вайнберга, Локшина, Мясковского, Шехтера, совсем молодых Окунева, Тищенко. Одна из первых играла прелюдии и фуги Шостаковича, всю жизнь любила и превосходно исполняла музыку Прокофьева.

5. Вершиной творческого пути Марии Гринберг стала запись всех 32-х сонат Бетховена в 1964-66 годы. В 1968-69 гг. она осуществила еще один грандиозный замысел, исполнив их в восьми концертах.