Губайдулина София Асгатовна

Губайдулина София Асгатовна

Губайдулина София Асгатовна

Про Софью Губайдулину говорят: "авангард с человеческим лицом". Что это авангард — понятно с первых же звуков. А вот человеческое лицо откроется, если вы дослушаете музыку до конца...

Рождение
24 октября 1931

композитор

Все знают, что музыку создают мужчины. Удел женщин — быть благодарными слушательницами, страстными поклонницами, в лучшем случае музами, ну а в идеальном — хорошими исполнительницами. Так было всегда, но в 20 веке этот стереотип пытались разрушить. Причем, многие, но лишь одной единственной удалось покорить композиторский Олимп. Это София Губайдулина.

Про нее говорят: авангард с человеческим лицом. Что это авангард — понятно с первых же звуков. А вот человеческое лицо откроется, если вы дослушаете музыку до конца. Человек, Бог, Вселенная, Космос, Душа, Вера-вот то, о чем размышляет композитор София Губайдулина. Это темы, о которых в нашем обществе технократов порядком подзабыли. Откуда же они у Губайдулиной? Да из тех самых 60-х. Ведь она, плюс Альфред Шнитке, плюс Эдисон Денисов равняется «московская троица». Эта троица в советские времена подвергалась неофициальному, но вполне реальному запрету. Как же удалось Софии Губайдулиной прорвать эту блокаду и прорваться в элиту мирового композиторского Олимпа?

В начале 80-х Губайдулина сочинила "Оферториум" - концерт для скрипки с оркестром. За рубежом его играл популярнейший Гидон Кремер - с того произведения и началась ее международная слава. В 1985-м ей впервые было дозволено выехать на Запад (было ей уже 54!), а в начале 90-х она выехала из страны. С тех пор она живет и работает в Аппене – это маленькая немецкая деревушка в 40 км от Гамбурга, где поле, лес, маленький садик у дома, тишина и одиночество. Там ей тепло и уютно. Она говорит «благостно». Это в Москве она скиталась с квартиры на квартиру. Это в Москве у нее были бесконечные долги и она питалась одними овощами. Это в Москве она отказывалась писать комсомольские кантаты и Увертюры навстречу очередному юбилею Октябрьской революции или съезду партии, а в ответ слышала угрозы. Но было это очень давно, и счастье, что нынешняя молодежь даже не понимает, о чем речь.

Сейчас у Софии Губайдулиной все в порядке: у нее множество престижных наград, заказов на несколько лет вперед. И когда журналисты спрашивают о непростых взаимоотрошениях с Россией, она отвечает: «Художник не должен жить только негативными эмоциями, иначе он заразит ими других...» (однако свой круглый юбилей – 70-летие – встречала в России).

В той старой московской жизни официально считалось: София Губайдулина композитор талантливый, но «идет неправильным путем». Так повелось с консерватории, начиная с Шапорина, Баласаняна, Кабалевского. Когда на пятом курсе она показала свою выпускную симфонию Д.Д. Шостаковичу, он на прощанье пожелал ей «идти неправильным путем», потому что хорошо знал эту формулировку. С тех самых пор она и идет этим путем, и ни разу с него не сходила.