Паизиелло Джованни

Паизиелло Джованни

Паизиелло Джованни

Один из лучших итальянских оперных композиторов

Рождение
09 мая 1740

Кончина
05 июня 1816

композитор

Giovanni Paisiello

Первая биография Паизиелло – одна из его немногих подробных жизнеописаний, вышла в Петербурге, в 1818 году под названием «Жизнь кавалера Дон Жуана Паизиелло, знаменитого сочинителя музыки». Завсегдатай петербургских салонов, князь Белосельский писал о нём так: «Нетерпеливый от гения, который его терзает, он иногда делает эскизы, в то время, когда надо рисовать. Он не всегда имеет время для усовершенствования, он неровен. Его стиль одновременно живой и нежный, оборот мысли и фраз всегда непредвиденный, заставляет рассматривать его, как одного из самых возвышенных оригиналов. Он сочинил несколько трагедий, но преобладает и первенствует, главным образом, в комическом жанре. Трудно было бы объединить больше контрапункта с большим количеством пения, больше свободы, тонкости, нежности с большей энергией, теплом и радостью. Я бы хотел назвать его сыном грации, к которой приближался сатир».

Итальянский композитор Джованни Паизиелло родился 9 мая 1740 года в Таранто. Композицию изучал у Ф. Дуранте в консерватории в Неаполе. Творческую деятельность начал с сочинения церковной музыки. После того как оперный театр в Болонье заказал ему оперу «Воспитанница», хорошо принятую зрителями, Паизиелло писал для Болоньи по несколько опер в год; но подлинная слава пришла к нему после переезда в Неаполь. Здесь были поставлены оперы Паизиелло «Лжекнягиня» (1766), «Китайский идол» (1767), «Служанка-госпожа» (1769), «Дон-Кихот» (1769).

В 1776 году Паизелло был приглашен в Петербург дирижером и инспектором итальянской оперы вместо В. Манфредини; здесь он оставался до 1784 года. Жизнь в Северной столице, по-видимому, действовала вдохновляюще на гений великого итальянца. Паизиелло много работал. Помимо должности капельмейстера придворного оркестра, в его обязанности входило обучать игре на клавесине княгиню, будущую императрицу Марию Фёдоровну. Ей он посвятил «Правила хорошего аккомпанемента на клавесине», изданные в Петербурге на итальянском языке. Среди его сочинений в этот период - оперы «Жители луны», «Ахиллес на острове Схироc», «Служанка-госпожа». Именно здесь Паизиелло сочинил признанный во всём мире шедевр комической музыки – оперу-буфф «Севильский цирюльник».

Возвратившись в Неаполь, Паизиелло занял должность дирижера придворной капеллы. В эти годы были поставлены впервые в Неаполе его лучшие оперы - «Прекрасная мельничиха» (1788), «Нина, или Сумасшедшая от любви» (1789), «Цыгане на ярмарке» и др.

В 1799 году из-за сочувствия к революционному восстанию в Неаполе Паизиелло пришлось покинуть город; возвратился сюда в 1803 году.

В 1802 году Паизиелло по приглашению Наполеона приезжал в Париж, где написал для коронации Наполеона в 1804 году мессу и Те Deum.

В общей сложности композитор создал 148 опер, кантаты,симфонии, квартеты, рондо, духовные сочинения.