Перголези Джованни Баттиста

Перголези Джованни Баттиста

Перголези Джованни Баттиста

Итальянский композитор, представитель неаполитанской оперной школы.

Рождение
04 января 1710

Кончина
17 марта 1736

композитор

Настоящая фамилия композитора Драги (Draghi). Перголези это псевдоним - по городу Перголезе, где жили предки.

«Перголези неподражаем благодаря связанной с величием его стиля простоте, правдивости чувств, естественности и силе выражения, верности и ровности рисунка, почему он и может быть назван Рафаэлем и Вергилием музыки». Так писал испанский учёный Эстебан де Артеага. Рафаэль и Виргилий – какие имена! И рядом с ними оказывается имя Джованни Баттисты Перголези – композитора, известного далеко не каждому любителю музыки. Справедлива ли такая оценка? Наверное, да: ведь если история не сохранила имени композитора среди имён его великих современников, то она ничего не могла поделать с его музыкой.

Перголези дожил всего до 26-ти лет. Он умер ещё юным композитором. Из-под его пера вышло не так много сочинений, но некоторые из них сыграли в истории музыки поистине великую роль.

Многое из того, что известно о жизни композитора, начинается со слова «говорят…». Говорят, что его прадед был простым сапожником. Говорят, что его отец стал агрономом. А иногда говорят и совсем другое: что Перголези происходит из очень знатного, но разорившегося рода, и что именно из-за этого разорения он поменял свою настоящую фамилию – Драги – на псевдоним Перголези, по названию местечка Пергола, откуда и происходил этот род. Или этот псевдоним взяли уже предки Перголези? Некоторые говорят так…

Впрочем, кое-что мы знаем точно. Например, то, что в 1726-м году 16-ти-летний Перголези отправился в Неаполь и поступил в «Консерваторию Бедняков Иисуса Христа». Надо сказать, что с педагогами Перголези повезло: он учился у Гаэтано Греко и Франческо Дуранте; это были замечательные специалисты и весьма крупные композиторы тех времён.

Но гораздо важнее то, что в Неаполе Перголези попал в самый настоящий водоворот театральной жизни. В городе с населением в 400 тысяч человек работало несколько музыкальных театров. И в некоторых ставились музыкальные комедии. Вот в этом-то жанре Перголези и было суждено увековечить своё имя. Неаполитанцы любили посмеяться. И даже стихийные бедствия – например, частые землетрясения – не нарушали общего весёлого настроя. Композиторы сочиняли длинные «серьёзные оперы» – с пышными декорациями, трагической любовной историей, высокопарными словами – а в антрактах звучали интермедии – небольшие сценки на самые незатейливые, но непременно весёлые мелодии. Не был исключением и Перголези. 28-го августа 1733-го года на сцене театра Сан-Бартоломео была поставлена опера Перголези «Гордый пленник». А между действиями этой оперы прозвучала интермедия «Служанка-госпожа». Если бы её автор знал, какая замечательная судьба была уготована этой скромной интермедии! Ведь именно она стала, фактически, первой оперой-буффа, или комической оперой. Мастером этого жанра был Россини; Моцарт в традициях оперы буфа написал «Свадьбу Фигаро». Но в начале этого ряда стоит поистине гениальное сочинение – прелестная и лёгкая «Служанка-госпожа».

Перголези не мог даже представить, что его интермедия вскоре станет причиной войны. Правда, в руках у сражающихся были не сабли, а перо и бумага, но война была жаркой! В 1752-м году в Париж приехала итальянская труппа и показала целый ряд опер-буффа, начав со «Служанки-госпожи». История Серпины и Уберто вызвала «войну буффонов», горячую схватку между сторонниками традиционной французской оперы – трагедии или комедии – и поклонниками того нового искусства, которое продемонстрировали жизнерадостные итальянцы. Перголези моментально заслужил эпитет «пикантный», а его музыка пользовалась огромной популярностью. Игорь Стравинский долго думал над своим будущим балетом «Пульчинелла». И решение он нашёл именно в музыке Перголези. Весь балет построен на темах «Служанки-госпожи», обработанных в стиле Стравинского:

Он получил заказ от одного из окрестных монастырей написать Стабат матер, небольшую кантату о Деве Марии, взирающей на умирающего Христа – взамен произведения Скарлатти на тот же текст. Перголези спешил. За ним гналась лихорадка. Врачи настояли на том, чтобы он уехал лечиться на юг, в Поццуоли. И он уехал, но только затем, чтобы написать последние такты своей «Стабат матер», в которых невозможно не услышать страстное желание обогнать смерть. Ему это удалось. Был 1736 год. Сумерки, окутывающие последний год жизни Перголези, распорядились так, что «Стабат матер» стала самым знаменитым произведением маэстро.