Яначек Леош

Яначек Леош

Яначек Леош

Музыкальный новатор-традиционалист.

Рождение
03 июля 1854

Кончина
12 августа 1928

композитор

Создатель чешской классики, продолжатель традиций Дворжака и Сметаны.

Леош родился в небольшой горной деревушке Гуквальды, в семье учителя. У мальчика было тринадцать братьев и сестер. Его отец преподавал несколько предметов в школе, в том числе и музыку, а еще играл на скрипке, органе, руководил хоровым обществом и работал церковным органистом. Мать Яначека тоже была очень музыкальной – играла на органе, гитаре и пела. Так что недостатка в музыкальных впечатлениях в детстве у Леоша не было.

Музыкальные способности мальчика проявились рано. В одиннадцать лет он уже поет в Старобрненском августинском монастыре, а в девятнадцать возглавляет хоровое общество «Святоплук». Музыкальное образование получает в Пражской органной школе, Лейпцигской и Венской консерваториях, хотя мечтал учиться в Петербурге у Антона Рубинштейна.

Яначеку с юных лет был интересен чешский национальный фольклор. Начиная с 1886 года, композитор каждое лето ездит в фольклорные экспедиции вместе с этнографом Франтишеком Бартошом. Под влиянием этих путешествий Яначек пишет симфоническую сюиту «Лашские танцы» и обработки народных песен.

Любовь к национальному проявилась и в оперном творчестве композитора: его «Шарка», «Начало романа» и особенно «Енуфа» полны мелодий, в основе которых интонации моравских народных песен.

Зрелые годы жизни Леоша Яначека оказались очень плодотворными. Композитор пишет оперы «Катя Кабанова», «Из мертвого дома», «Приключения лисички-плутовки», «Средство Макропулоса», а также множество камерно-инструментальных сочинений и несколько вокальных циклов (среди них – знаменитый «Дневник исчезнувшего»).

Чешский музыковед Ярослав Шеда оставил любопытный и яркий портрет Леоша Яначека: «…Горячий, вспыльчивый, принципиальный, резкий, рассеянный, с неожиданными переменами настроений. Был он невелик ростом, коренаст, с выразительной головой, с густыми волосами, лежащими на голове беспорядочными прядями, с насупленными бровями и искрящимися глазами. Никаких потуг на изящество, ничего внешнего. Был он полный жизни и порыва упрямец. Такова и его музыка: полнокровная, лаконичная, изменчивая, как сама жизнь, здоровая, чувственная, горячая, увлекающая за собой». 

Наталия Сергеева

Коротко  о композиторе:

- Леош родился в семье учителя. У мальчика было тринадцать братьев и сестер.

- Его родители были очень музыкальны. Отец играл на органе, скрипке, руководил хоровым обществом. Мать была органисткой, играла на гитаре и пела.

- Музыкальные способности мальчика проявились рано. В одиннадцать лет он уже пел в Старобрненском августинском монастыре, а в девятнадцать возглавил хоровое общество «Святоплук».

- Музыкальное образование получил в Пражской органной школе, Лейпцигской и Венской консерваториях, хотя мечтал учиться в Петербурге у Антона Рубинштейна.

- Начиная с 1886 года, композитор каждое лето ездил в фольклорные экспедиции. Под влиянием этих путешествий написал множество произведений, связанных с национальной музыкой.

- Самые важные сочинения Яначек создал уже в зрелом возрасте. Это оперы «Катя Кабанова», «Из мертвого дома», «Приключения лисички-плутовки», «Средство Макропулоса», а также множество камерно-инструментальных сочинений и несколько вокальных циклов (среди них - знаменитый «Дневник исчезнувшего»).