Цемлинский Александр фон

Цемлинский Александр фон

Цемлинский Александр фон

Жизнь Александра Цемлинского напоминает удивительную кривую линию: сначала невероятный успех, потом постепенное падение и, в конце концов, полное забвение. Лишь спустя годы, уже в XXI веке, к его имени и музыке стали вновь возвращаться. «Время Цемлинского придет раньше, чем мы думаем», – писал вскоре после смерти композитора его ученик, зять и ближайший друг Арнольд Шенберг.

Рождение
14 октября 1871

Кончина
15 марта 1942

дирижер
исполнитель
композитор

Александр фон Цемлинский

(1871 - 1942)

Австрия / Композитор, дирижёр, пианист, педагог / Поздний романтизм / Главные жанры: опера, симфония, симфоническая поэма, камерная музыка

В случае с Цемлинским нельзя не рассказать его биографию. Несмотря на внушительное наличие  справочной литературы о нём, всё-таки ещё есть в его жизненном пути неизученные "белые пятна". Из-за еврейского происхождения его музыку долго не исполняли после Второй мировой войны, потому что во времена нацизма она попросту была запрещена. Ему пришлось эмигрировать в США. Известно, что последние годы композитор провел в Нью-Йорке, где и умер в нищете, в пригороде, в городке Ларчмонт.

Жизнь Александра Цемлинского напоминает удивительную кривую линию: сначала невероятный успех, потом постепенное падение и, в конце концов, полное забвение. Лишь спустя годы, уже в XXI веке, к его имени и музыке стали вновь возвращаться. «Время Цемлинского придет раньше, чем мы думаем», – писал вскоре после смерти композитора его ученик, зять и ближайший друг Арнольд Шенберг. Мы, конечно, не знаем, какие конкретно даты он предполагал, однако предсказание начало сбываться уже два десятилетия назад. Вдруг все поняли, какой это крупный художник и какая у него мощная музыка. Ренессанс Цемлинского принято связывать с тем, что публика изрядно устала от агрессии музыкального авангарда. Примерно в семидесятые годы прошлого века в музыкальных кругах возникла потребность расширить репертуар произведениями, которые «ласкали бы слух», а не испытывали бы его обладателя на прочность. Этот своеобразный ренессанс совпал примерно со столетним юбилеем со дня рождения выдающегося композитора – когда начались возобновления его опер на сцене, стали появляться первые записи музыкальных произведений и музыковедческие работы, посвященные творчеству Цемлинского. С тех пор этот процесс набирал обороты и становился все более активным, а имя композитора постепенно высвобождалось из ореола забвения.

В 1895 году состоялось знакомство Цемлинского с Арнольдом Шёнбергом, которому на тот момент было 18 лет.  Именно Цемлинский, на тот момент – студент Венской консерватории, убедил Шёнберга профессионально заниматься музыкой. Он дал юноше несколько уроков полифонии и композиции, и навеки стал обладателем титула «Учитель Шенберга».  Других учителей музыки у Шёнберга не было. Но верно и то, что Шенберг был великим самоучкой, он всему научился сам, а потом и сам стал великим учителем.

Впоследствии Цемлинский и Шёнберг стали не только приятелями, но и породнились.  Шёнберг женился на сестре Цемлинского Матильде, как утверждает американский критик Алекс Росс, именно это обстоятельство привело отца музыкального авангарда к большим моральным страданиям. Собственно сам Цемлинский здесь, конечно, не причем. Шёнберг в 1949 году написал: «Цемлинскому я обязан почти всеми моими знаниями в области техники и проблем композиции»

Биографически Цемлинский связан с главными персонажами своего времени: художниками «Сецессиона», Густавом Малером, Гуго фон Гофмансталем, Францем Верфелем, Карлом Краусом, Альмой Малер, Францем Шрекером, Арнольдом Шенбергом и его учениками. Цемлинский целиком и полностью принадлежал элегантной, волшебной, расточительной Австрии золотой эпохи – конца XIX-начала XX века.

По мнению многих экспертов, лучшее сочинение этого композитора, буквально квинтэссенция его творчества – "Лирическая симфония в семи песнях", написанная для сопрано и баритона с оркестром на тексты немецких переводов Рабиндраната Тагора.  Как говорил сам Цемлинский, он продолжал здесь традиции «Песни о Земле» Малера. "Лирическая симфония" была закончена в 1923 году, когда Малера уже не стало. Преемственность, диалог двух мастеров чувствуется и в философичности избранных стихов, и в их экзотичности, и в выборе тембров. Партитура "Лирической симфонии" – красивая, немного пряная, полная реверансов скорее европейскому символизму, австрийскому Серебряному веку, чем чистой ориенталистике.

Композитор, замыкающий тройку нововенцев, Альбан Берг,  был активным поклонником Цемлинского. Его любовь к музыке старшего коллеги отразилась весьма заметным образом на создании его  знаменитой «Лирической сюиты» (даже само название, как видите, очень напоминает «Лирическую симфонию» Цемлинского). В своём сочинении Альбан Берг процитировал третью часть из опуса Цемлинского,  как раз то место, где присутствуют слова «Ты принадлежишь мне». (Нотка – «Лирическая сюита» Берга)

Александр Цемлинский родился в Вене в 1871 году. Дед Александра, которого звали Антон Землинский, иммигрировал в Австрию из провинциальной Венгрии и нашел себе чисто австрийскую невесту. Новобрачные были добрыми католиками, поэтому отец Александра, Адольф Землинский, тоже вырос католиком. Правда, совсем ненадежным. Потому что женился на девушке более чем сомнительного происхождения из города Сараево: её отец был иудеем-сефардом, а мать – мусульманкой. В конце концов, новоиспечённая семья перешла в иудаизм, то есть в религию одного из дедушек Цемлинского, и в дальнейшем он рос как человек иудейской веры в одном из еврейских кварталов. Приставку «фон» папаша Александра взял без особых на то аристократических оснований, но она так и закрепилась за ним. К примеру, так же сделал датский скандальный кинорежиссёр Ларс фон Триер. Отец маленького Александра также сменил начальную букву «S» на «Z» в фамилии.

Музыкальное дарование Цемлинского обнаружилось очень рано. С 13 лет он занимался в Консерватории Общества Друзей Музыки, где его кумиром был Иоганнес Брамс. К этому времени уже относятся первые сочинения Цемлинского. Кстати, композицией он занимался под руководством Антона Брукнера. В 19 лет Цемлинский получил премию как талантливый пианист. Его Симфония Ре минор завоевала приз «Общества друзей музыки». Первую оперу «Зарема» признали лучшей немецкой оперой того времени. Его произведения незамедлительно публиковались и исполнялись.

С Цемлинским случилось уникальное для музыканта событие: ему удалось показать свою музыку Иоганнесу Брамсу. Важно отметить, что путь Цемлинского начинался с ревностного, но плодотворного увлечения Брамсом. Итак, это был 1893 год. Цемлинскому исполнилось 22 года, а Брамсу – 60 лет, он уже патриарх и корифей, до смерти ему осталось всего четыре года. Началось все с того, что Брамс по приглашению Иоганна Фукса, учителя Цемлинского пришел на премьерное исполнение Первой (а фактически Второй) симфонии юного маэстро. Брамс оценивает юное дарование по достоинству и всячески ему покровительствует.

Музыка Первой симфонии выполнена, конечно, вполне традиционно, и во многом близка к Брамсу. Однако если мы внимательно вслушаемся, то заметим, что в ней уже есть некоторые черты, идущие и от Малера, и от ранних нововенцев.

Брамс не поленился и пришел на исполнение Квартета Цемлинского. Камерная музыка маэстро – совершенно отдельная глава, которая в очередной раз напоминает нам о том, что мы так ужасающе мало знаем о композиторе, которого высоко оценил великий Брамс. Именно он порекомендовал издательству «Зимрок» опубликовать Трио Цемлинского. Для начинающего композитора это колоссальный успех. Позднее он посвятил памяти своего кумира кантату «Похороны весны».

В 1897 году состоялось исполнение Третьей симфонии Цемлинского (не забудем, что автору всего 26 лет), на премьеру приходит буквально вся Вена. И сам Густав Малер – еще одно везение! – признает талант юного музыканта. Увы, Брамса уже нет в живых, но эстафету покровительства и поддержки Цемлинского подхватывает Малер. Он берётся продирижировать оперой молодого композитора: «Es war einmal», что в переводе означает «Это было однажды». Это действительно невероятно! Малер, на тот момент ещё не старый человек (он, как мы знаем, вообще не дожил до старости, умер в 51 год) но уже очень знаменитый и прославленный маэстро, собирается продирижировать оперой никому не известного композитора. И она имеет успех.

В этой опере сюжет представляет собой комбинацию линий из «Укрощения Строптивой» и «Турандот». Тогда всё окружение композитора, и сам Цемлинский, прежде всего, считал себя оперным композитором. Увы, сегодня его сочинения – редкие гости в репертуаре музыкальных театров. Как часто бывает, это происходит скорее не из-за музыки, а вследствие весьма устаревших либретто. Но время иногда творит чудеса, и некоторые оперы возрождаются.

Как пишет Х. Вебер, «Малер и Шёнберг образуют два полюса, между которыми Цемлинский искал свой путь» [9, стр. 130]. В этот период Цемлинский становится «правой рукой» Малера: он сопровождал его в различных поездках и даже сделал клавир его Шестой симфонии.

В 1911 году Цемлинский занял пост капельмейстера в Немецком театре в Праге и как дирижер исполнял в первую очередь малеровские опусы, отдавая дань уважения к своему старшему покровителю.  Долгие годы Малер был его другом и наставником, поэтому естественным оказалось влияние его творчества на сочинения Цемлинского начала столетия, а также на более поздний Второй квартет. Он все же нашел свой путь, продолжив традиции романтической музыки ХIХ века.

История следующей оперы Цемлинского «Der Traumgörge» («Горге-мечтатель») печальна. Эта опера была написана специально для Малера. Существовала договоренность, что она будет поставлена в сезоне 1907/1908 в Венской опере, но тут везение кончилось. Малер увольняется, а на самом деле его увольняют из театра. Приходит новый руководитель, Феликс Вейнгартнер, который тут же выкидывает оперу Цемлинского из репертуара. Друзья композитора, которые были знакомы с оперой, утверждали, что эта опера была настоящим шедевром. Её премьера отложилась на 80 лет. В 1980 году в Оперном театре города Нюрнберга состоялось первое долгожданное представление. Однако сенсации не произошло, все-таки время этой музыки уже прошло.

Цемлинский не занимал значительных музыкальных постов, но как педагог и дирижер был заметной фигурой в музыкальной жизни Вены начала века. С 1911 по 1927 год он был дирижером немецкого оперного театра в Праге. Он включил в репертуар произведения Моцарта, Вагнера и более раннюю немецкую оперу. О его постановках опер Моцарта Стравинский однажды сказал: «Из всех дирижеров, которых мне довелось слышать, я назову самым выдающимся Александра Цемлинского».

Он, действительно, был одним из лучших дирижеров своего времени. В качестве такового, кстати, он трижды в 1920-ЗО-е годы приезжал на гастроли в Ленинградскую филармонию. Работа с оркестром отнимала большую часть времени, но и в эти годы он старался сочинять. Многие маститые композиторы доверяли Цемлинскому премьеры своих сочинений. Так, в 1924 году в Праге именно он осуществил премьеру монодрамы Шёнберга «Erwartung» («Ожидание»). Впоследствии Цемлинский переехал в Берлин, где работал вместе с великим дирижёром Отто Клемперером.

С приходом к власти нацистов в жизни Александра фон Цемлинского начинается грустная глава. Конечно, ему пришлось покинуть Германию. Вместе со своей второй женой Луизой (его первая жена Ида умерла в 1929) он вернулся в город своей молодости ­– Вену, где ему, как еврею, тоже уже не было места. Он много сочиняет, кроме прочего – свою лучшую оперу «Der König Kandaules» («Король Кандаулес»).

Осенью 1938 года Цемлинский вынужден бежать из Вены в США. И вот тут он, любимец Вены, Берлина, вдруг оказывается в полнейшей изоляции, в одиночестве. Сначала он не может в это поверить. Он пытается преподавать, но его никуда не берут. Он пытается апеллировать к старым друзьям, к Шёнбергу, Вайлю, Корнгольду. Однако ничего не получается, все заняты собственным выживанием в новой стране. Цемлинский был сломлен и практически не мог работать. «Metropoliten opera» отвергла все притязания на осуществление постановки хотя бы какой-нибудь из его опер, и ему пришлось заниматься только мелкими формами. Он пытался написать еще одну оперу «Цирцея», но дальше эскизов дело не пошло. Единственной радостью для несчастного композитора стало исполнение оркестром Нью-Йоркской филармонии под руководством Митропулоса его «Симфониетты». В этом сочинении очень заметны метаморфозы, которые претерпел стиль Цемлинского. Здесь уже можно обнаружить что-то от Стравинского, что-то от Хиндемита. Тем не менее, эта музыка явственно свидетельствует о своей принадлежности к позднему романтизму и выдаёт автора каждой нотой.

После нескольких перенесенных инсультов Александр фонЦемлинский умер 15 марта 1942 года.