Пабст Павел Августович

Пабст Павел  Августович

Пабст Павел Августович

Выдающийся пианист, композитор, педагог, музыкальный редактор.

Рождение
27 мая 1854

Кончина
17 мая 1897

исполнитель
композитор
педагог

Выдающийся пианист, композитор, педагог, музыкальный редактор.

Павел Пабст появился на свет в Кёнигсберге, и с самой колыбели его сопровождала музыка. Шансов стать известным в другой сфере практически не было. Отец будущего композитора — знаменитый в то время Август Пабст — капельмейстер, кантор, органист, пианист, автор нескольких опер, профессор Кёнигсбергского университета и директор Филармонического общества   начинает обучать сына музыке с пяти лет. Мать мальчика, Паулина — певица, а старший брат — Луи Пабст — пианист, композитор, педагог.

В 9 лет Павел впервые публично выступает в Кёнигсберге, а в 15 совершает турне вместе со знаменитым норвежским скрипачом Улле Буллем. Получив базовую музыкальную подготовку у отца, Пабст далее берёт уроки фортепиано у австрийского пианиста Антона Доора в консерватории Общества друзей музыки в Вене, позднее — у Адольфа Блассмана в Дрездене. В Веймаре будущий композитор учится у самого Ференца Листа.

Затем начинается активная концертная деятельность. Пианист выступает во многих городах Европы, исполняя не только популярные в то время произведения, но и собственные сочинения. О Пабсте писали, что он был наделён безукоризненным чувством формы, а игра отличалась точностью артикуляции и виртуозной техникой.

С 1878 года Павел Августович преподаёт в Московской консерватории, через пару лет получает должность профессора. «Огромный, тяжёлый тевтон с бульдогообразным лицом, его фигура наводила страх, а между тем это был добрейший человек!» — вспоминал о Пабсте учившийся в этот период в консерватории Михаил Букиник. Среди учеников знаменитого педагога Александр Гедике, Александр Гольденвейзер, Константин Игумнов, Сергей Ляпунов, Николай Метнер и многие другие.

С Чайковским Пабста связывает многолетняя дружба. Знамениты его фантазии на темы из опер Петра Ильича «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа» и балета «Спящая красавица». Эти произведения входили в репертуар Сергея Рахманинова, Александра Зилоти, Константина Игумнова, Владимира Софроницкого и других выдающихся пианистов. Чайковский доверяет другу составление и редактирование сборников своих фортепианных произведений и даже посвящает Пабсту «Концертный полонез» для фортепиано.

Среди сочинений Павла Августовича есть концерт для фортепиано с оркестром и фортепианное трио, посвящённые памяти Антона Рубинштейна, несколько фортепианных пьес, стиль которых предвосхищает пианизм Дебюсси, Лядова, Скрябина и Рахманинова. Уникальные записи игры Пабста 1890-х годов на валиках Эдисона хранятся в фондах Пушкинского Дома в Санкт-Петербурге.

Павел Пабст до последнего дня жизни работал в Московской консерватории и умер в 1897 году.

Марина Сёмина

 

Коротко о музыканте:

Обучался игре на фортепиано с 5 лет

Брал уроки фортепиано в Веймаре у Ференца Листа

Отец музыканта Август Пабст — знаменитый капельмейстер, кантор, органист, пианист, автор опер, профессор Кёнигсбергского университета и директор Филармонического общества

С 1878 года Павел Августович преподавал в Московской консерватории по приглашению Николая Рубинштейна

Его связывала многолетняя дружба с Чайковским. Пётр Ильич посвятил Пабсту «Концертный полонез» для фортепиано.