Направник Эдуард Францевич

Направник Эдуард  Францевич

Направник Эдуард Францевич

Чех, создавший петербургскую оперу

Рождение
24 августа 1839

Кончина
23 ноября 1916

дирижер

Этот иностранец отдал Мариинскому театру почти полвека. За это время он продирижировал почти тремя тысячами оперных спектаклей, из которых около 80 премьер, авторы большей части из них – отечественным композиторам. О его личности слагали легенды и анекдоты, с ним дружили царственные особы и знаменитые деятели культуры. 

Попасть в Россию в позапрошлом веке стремились многие европейские музыканты. Сюда приезжали на гастроли Шуман, Вагнер, Берлиоз, Дебюсси и другие, но далеко не все оставались здесь навсегда. Среди таких исключений — балетмейстер Петипа и маэстро Направник. Он родился в небольшом городе Богемии Бышть, в 100 километрах от Праги, в семье небогатого учителя и с детства проявил большие музыкальные способности. Систематические занятия музыкой прерывает ранняя смерть родителей, и юноша вынужден сам зарабатывать себе на жизнь, играя на органе в церкви и работая преподавателем. В Пражскую консерваторию ему поступить не удается, но ее директор Ян Бедржих Киттль изучает с ним дирижирование и оркестровку. Тогда же появляются и первые композиторские опыты Направника.

В 1861 году 22-летнему Эдуарду выпадает счастливый случай. Через знакомых он получает предложение от русского князя Юсупова возглавить его домашний оркестр в Петербурге. Так Россия становится второй родиной молодого чеха, чьи знания, талант и трудолюбие оказались здесь полностью востребованы. В 1863 году он становится помощником дирижера Мариинского театра, потом вторым капельмейстером, а с 1869 года — руководителем труппы и занимает этот пост до самой смерти. Этот период называют подлинным расцветом Мариинки. Направник наводит порядок и дисциплину в оркестре, увеличивает жалование музыкантов, улучшает качество постановок, превращает их в эталон исполнительского искусства. Одна за другой следуют под его управлением премьеры новых опер Чайковского, Римского-Корсакова, Рубинштейна, Мусоргского, Серова, Кюи и других композиторов, а также его собственных, лучшая из которых «Дубровский».

Не ограничиваясь только театром, маэстро дирижирует симфоническими концертами Русского музыкального общества, Красного Креста и других общественных организаций. В ноябре 1875 года он исполняет российскую премьеру Первого фортепианного концерта Чайковского (солист Густав Кросс). И именно Направник первым в России вводит европейскую моду дирижировать спиной к публике. Добившись к концу жизни всеобщего признания и успеха, обласканный властью и коллегами по искусству, дирижер покидает сцену в 1914 году, в возрасте 75 лет, но и смертельно больной, продолжает руководить своим театром из дома, оставаясь до конца дней Почетным директором Мариинки. 

Его не стало в ноябре 1916 года, всего за несколько месяцев до революции в Петрограде. Он похоронен на Новодевичьем кладбище Северной столицы рядом с Врубелем, Тютчевым, Некрасовым и другими знаменитостями.

Анатолий Лысенков

Коротко о музыканте:

Первые два года в Петербурге Направник жил у своего хозяина в знаменитом доме Юсуповых на Мойке, где 30 декабря 1916 года был убит Григорий Распутин. В его убийстве участвовал внук князя, Феликс Юсупов. Интересно, что сам чешский маэстро умер всего за месяц до этого кровавого события. Кстати, той же самой княжеской семье принадлежала прекрасная усадьба «Архангельское» под Москвой.

Направник был женат на певице Мариинского театра Ольге Эдуардовне Шредер (1844–1902). У них родилось 5 детей: три сына (Владимир, Александр и Константин) и две дочери (Варвара и Ольга). Маэстро пережил жену и младшего сына, которые похоронены рядом с ним. Остальные уехали после Февральской революции за границу, кроме младшей дочери. Варвара Эдуардовна умерла от голода во время ленинградской блокады.

Последние 40 лет (1877-1916) Направник жил в доме № 6 по Крюкову каналу на улице Глинки, рядом с театром и консерваторией. В этом же доме жили бас Мариинки Федор Стравинский с семьей и сыном-композитором Игорем, а также знаменитая балерина Тамара Карсавина. Улица Глинки в 1892 году была переименована в честь композитора в связи с 50-летием премьеры его оперы «Руслан и Людмила». Это было первое в истории Петербурга переименование улицы «в честь кого-то».

В 1863 году Направник пришел в Мариинку на оперу «Руслана и Людмилу», когда там заболел пианист. Дирижер Константин Лядов, отец композитора Анатолия Лядова, попросил его сыграть в песне Баяна на фортепиано, которое имитировало гусли. И вскоре Направник стал работать в этом театре. Позднее, в 1871 году чех возобновил на этой сцене глинкинский шедевр в первоначальном виде, без купюр и прочих искажений.

В Мариинском театре были поставлены все 4 оперы Направника — «Нижегородцы» (1868), «Гарольд» (1886), «Дубровский» (1894) и «Франческа да Римини» (1902). Опера «Дубровский», написанная по одноимённой повести Пушкина на либретто Модеста Чайковского, пользовалась наибольшим успехом и дошла до наших дней. В 1961 году по ней был поставлен музыкальный фильм, где главные партии исполняли Сергей Лемешев (Владимир) и его жена Вера Кудрявцева (Маша).

Свою оперу «Орлеанская дева» Чайковский посвятил Направнику. Спустя всего 12 дней после его смерти, 18 ноября 1893 года, в концерте, посвященном памяти великого композитора, дирижер гениально исполнил его последнюю, 6-ю симфонию, заложив основы традиций ее интерпретации.

В 1913 году в честь 50-летия работы Направника в Мариинке, в фойе театра установили бюст дирижера. Сам он был инициатором установки там мраморных бюстов умерших выдающихся артистов труппы — Ивана Мельникова и Федора Стравинского. В честь Направника назван один из холлов современного Мариинского театра, в чем, безусловно, заслуга его нынешнего худрука Валерия Гергиева, который руководит Мариинкой уже 30 лет. Но до рекорда чеха ему еще далеко.

Один из героев Достоевского в «Братьях Карамазовых» говорит: «г-н Направник известный наш русский капельмейстер». А поэту Апухтину принадлежит следующая эпиграмма: «Один ты бодрствуешь за всех / Наш капитан-исправник/ По темпу немец, родом чех/ Душою росс — Направник!»