Начались прослушивания первого тура на Конкурсе Чайковского. В этом году мировой музыкальный марафон пройдёт в экспресс-режиме — за 10 дней. Сделали это специально, чтобы члены международного жюри, у которых плотный график, присутствовали на всех этапах отбора. Рассказывает председатель судейской коллегии пианистов Денис Мацуев:

«Не буду говорить, с кем я перенес концерты — с какими великими дирижерами и в каких великих залах. Но это стоит того, потому что все члены жюри должны быть на всех турах. Мы с Валерием Абисаловичем сделали очень много для этого. Не дело же, когда кто-то приезжает на финал, кто-то на первый, кто-то на второй тур. Все должны видеть полную картину».

Сценическое волнение, аншлаги и мощная поддержка слушателей — вот что наполняет в эти дни концертные залы обеих столиц. Впрочем, за участников переживают и музыкальные мэтры.

«Держу кулаки за всех участников, передаю им привет от всех членов жюри и хочу сказать, что мы их поклонники, мы их фанаты», — продолжает Денис Леонидович.

Одним из ярких выступлений у пианистов 19 июня стало исполнение Константина Емельянова — ученика легендарного Сергея Доренского. Несмотря на огромную слушательскую поддержку, избежать сценического волнения музыканту не удалось.

«Будто в космос слетал. Никогда не испытывал такого волнения — ни на одном конкурсе. Хотя уже выступал на этой сцене, и подозрительно спокойно было до. А тут вышел и понял, что пошли на взлет. Очень мощный выброс адреналина», — делится впечатлениями исполнитель.

Выступления конкурсантов интересны публике. Об этом бескомпромиссно рассказывает почти состоявшийся аншлаг в БЗК и постоянно возникающие после каждого выступления новые лица. Их проход жёстко контролируют солидные дамы забальзаковского возраста, стоящие на страже храма музыкального искусства не хуже, чем пограничники Северной Кореи, ну или, на худой конец, ОМОНа на рок-концертах. Вдруг какой-нибудь злостный правонарушитель пронесёт запрещённые предметы в виде фортепианных нот Чайковского/Рахманинова или бутылки воды? С этими дамами спорить бесполезно. На всё у них есть должностная инструкция и предписания, заключающиеся, судя по их поведению, в том, чтобы нахамить слушателям и отправлять людей из одних дверей в другие. Зачем? Непонятно.

Но даже такое отношение блюстительниц порядка и тишины не умаляет ощущение масштабного музыкального праздника. Толпы поклонников перед гримерками конкурсантов, цветы, которые им дарят после выступлений, и мощные аплодисменты, рискующие перейти в овации — Конкурс Чайковского сейчас напоминает не состязание, а грандиозный фестиваль, где собрались старые и новые друзья.

Наталия Сергеева